Леонид Латынин (latynin) wrote,
Леонид Латынин
latynin

Category:

Манифест "Новый Серебряный Век"

ЕВГЕНИЙ ВИТКОВСКИЙ, один из немногих, через кого время напоминает социуму, что Знание, Культура и служение ей верой и правдой без кавычек, не архивный документ, покрытый пылью веков и не миф, а еще вполне очевидная сущностная реальность. Его служение «Серебряном Веку» неистово и вдохновенно. Равных сегодня ему по масштабу знаний и сделанного для этого вектора культуры нет. Это не отрицает суммы сует толпы играющих в культуру, политику, террор и капитал . Но это дает возможность убедиться, что этой толпе принадлежит не все пространство времени.
Случайный и непреднамеренный манифест «Нового Серебряного Века» я обнаружил в послесловии к книге стихов Сергея Шоргина, вышедшей в «Водолее». Вот текст этого манифеста –

«… Сергей Шоргин… – из круга поэтов литературного направления, которому никто не давал названия и не писал манифестов, но за которым между тем прочно укрепился термин «Новый Серебряный Век». Что это такое – столь же трудно понять и сформулировать, как трудно было понять это применительно к «Старому Серебряному».
По одной из наиболее убедительных теорий, это вообще не два явления, а одно, растянувшееся во времени более чем на сто лет, прерывавшееся чисто искусственно, но словно река из¬подо льда или из ¬под земли, вновь и вновь стремящееся к поверхности. По крайней мере старшим представителям Нового Серебряного хотя бы на личном уровне еще довелось пообщаться с младшими долгожителями Старого.
Это не шутка истории; это весьма обязывающий факт.
Там, где одним мерещатся в эпохе Ренессанса элементы
рабского подражания античности, другим видны мощные
опоры традиции, и Древний Рим императорской эпохи
смыкается с «Римскими Древностями» Жоашена дю Бел¬
ле, чтобы плавно перешагнуть века и отпечатлеться в
«Римский сонетах» Вячеслава Иванова вокруг года смер¬
ти которого (1949) рассыпаны даты рождения представи¬
телей того, что теперь называется в России Новым Сереб¬
ряным Веком. Или тем его Сном, который синими с се¬
ребряным тиснением книжками Леонида Латынина, Оль¬
ги Кольцовой, Сергея Александровского, Максима Кали¬
нина (а на очереди еще не меньше десятка) появился на
прилавках книжных магазинов. Это не просто поэты классицисты (уж какой там классицизм в постмодернистской
поэтике каждого второго из перечисленных), это тради¬
ционалисты в лучшем значении слова.
Сейчас, когда все яснее становятся нам очертания ев¬
ропейской (и неевропейской) поэзии последних столе¬
тий, все очевиднее, что пресловутый вопрос «рифмовать
или не рифмовать» вообще не имеет значения. Античная
латынь не знала рифмы; средневековая без нее жить не
могла. Первые образцы русских и не совсем русских сап¬
фических строф были оснащены рифмами, что было бы
невозможно в античности. Выходят книги, наполовину
состоящие из сонетов (а то и венков таковых), наполови¬
ну из стихотворений, написанных верлибром, и... мир не
переворачивается. Катулла не стоит рифмовать в перево¬
де лишь потому, что он не рифмовал свои стихи в ориги¬
нале; точно так же не стоит переводить без рифмы стихи
кельтских поэтов, где рифма не исчезала почти никогда –
и тоже только по той же причине. Потому, что нужды нет.
Русский язык столь пластичен, что готов принять в себя
почти любую поэтическую форму, а если нет возможнос¬
ти писать одними лишь односложными словами (как это
происходит в китайском) или строить стихи на чередова¬
нии долгих и кратких гласных, как это делалось в поэзии
Древней Греции, – русский язык в состоянии сочинить
свою собственную, убедительную, постоянную замену для
таких форм…
Евгений Витковский
Subscribe

  • (no subject)

    ЭХО Свободен от неволи прежних дат, От призраков событий и имен, И от того, чем стал Мариенбад, Для нас с тобой на вывихе времен. Рука в руке…

  • (no subject)

    ИМПЕРИЯ МИРА Нищает империя мира По части идей и судеб. Где правили вера и лира - Владычат полушка и хлеб. Где было пространство сонета, И был…

  • (no subject)

    Не золотой отрезок суши,
 И не ахти, какой расклад.
 Но может статься - наши души
 Повременят спускаться в ад, 

Где бряк трамвая так привычен.
 И…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments